Когда лучше отдавать ребенка в детский сад. Мамам и папам: рекомендации, когда лучше отдавать ребенка в детский сад Когда дети идут в детский сад
Самым волнительным периодом для каждых родителей является момент поступления ребенка в детский сад. Когда отдавать туда свое чадо, обычно решают родители, в зависимости от их благосостояния, занятости на работе, наличия помощников. Вопрос, надо ли это вообще делать, обычно не рассматривается. Ведь садик полезен для развития малыша. Там он научится адаптироваться, жить в обществе, общаться, заводить друзей. Без этих навыков ему будет сложно потом сложно в школе, да и вообще в дальнейшей жизни.
Итак, когда лучше отправить ребенка в детский сад, как проходит адаптация и с какими проблемами родители могут столкнуться.
Подходящий возраст для детского сада
По закону мама может пребывать в декретном отпуске по уходу за ребенком до 3 лет. Но бывают жизненные ситуации, когда на работу нужно выходить уже сейчас и тогда приходится отдавать малыша в сад раньше (не не ранее 1,5 лет). Прежде чем принять окончательное решение, мама должна понимать, что в таком возрасте для ребенка это будет огромным стрессом. Дело в том, что он еще сильно привязан к родителям и плохо перенесет долгое расставание. Малыш еще не нуждается в друзьях и потребности общения со сверстниками у него еще нет.
Педагоги считают, что самый оптимальный возраст для посещения садика - 3-5 лет.
В детских дошкольных учреждениях существует оптимальный принцип распределения детей по группам в зависимости от возраста:
- ясли - от 1,5 до 2 лет;
- первая младшая - от 2 до 3 лет;
- вторая младшая - 3-4 года;
- средняя - 4-5 лет;
- старшая - от 5 до 6 лет;
- подготовительная - 6-7 лет.
Такое распределение необходимо для повышения качества процесса образования - дети одного возраста лучше усваивают определенные навыки и умения.
Стоит ли отдавать в ясли
Все дети разные, некоторые малыши совершенно против расставания с мамой на целый день, другие же - легко остаются в яслях с воспитателем и не капризничают. Но, по мнению психологов, разрушение привязанностей к дому и родителям в таком нежном возрасте, чревато стрессом, частыми простудными заболеваниями, плохим настроением.
До трех лет малышу необходим тесный контакт с мамой - это основная потребность. От этого общения напрямую зависит мировосприятие ребенка и доверие к окружающим. Поэтому большинство детей разлуку с матерью переносят очень болезненно. Если адаптационный период протекает болезненно, то лучше забрать его из детского сада и доверить присмотр бабушке или другим близким родственникам, с которыми он знаком.
Отдавать ли в детский сад в 2-2,5 года
Двухлетнему ребенку привыкнуть к садику немного проще. Но все же ему еще туда рано. Даже несмотря на то, что он очень общительный, не испытывает страха перед чужими людьми, детьми, самостоятельно кушает, ходит на горшок. Конечно, можно попробовать отвести малыша в ясли, и возможно ему там очень понравится. Но при этом важно понаблюдать за его поведением, настроением и состоянием здоровья. Как он заходит в группу, как переживает расставание, как ведет себя вечером, не плачет ли по ночам. Если ребенок плохо привыкает, то лучшим вариантом будет оставить его дома.
Некоторые мамы отдают своих детей в ясли не потому, что пора выходить на работу, а из «педагогических» соображений, считая, что в группе они быстрее будут развиваться и станут более самостоятельным. В какой-то степени они правы, общаясь со сверстниками, малыш может и быстрее научится кушать и одеваться самостоятельно. Но так ли важны эти умения, ведь дома этому он тоже научится, только без истерик и стрессов. Активно познавать мир можно в присутствии мамы или бабушки.
Если ребенок никак не может привыкнуть к детскому саду, то настаивать не следует, так как впоследствии это скажется на его психике.
Старше 3 лет
В этом возрасте ребенок уже готов заводить новые знакомства и играть со своими сверстниками вдали от дома. Он спокойно остается без родителей, может самостоятельно раздеться, одеться, повесить свои вещи на стульчик или убрать их в шкафчик.
Самым оптимальным вариантом будет постепенно знакомить трехлетнего ребенка к детскому саду. Познакомить с группой, воспитательницей, привести на детскую площадку - поиграть с ребятами, оставить на полдня, до сна. Тогда адаптационный период пройдет намного быстрее и легче.
Многие детские психологи утверждают, что лучше определить ребенка в сад ближе к четырем годам, так как именно в этом возрасте у него возникает потребность общения с другими детьми. Он адекватно может реагировать на замечания и просьбы воспитателя, давать ответы на вопросы, овладеть бытовыми навыками.
Педагоги и психологи утверждают, что отдавать ребенка в сад раньше 3 лет не следует - адаптационный период будет длительный и болезненный. Кроме того, при раннем взаимодействии с незнакомым коллективом у него может развиться стойкий комплекс неполноценности. Он будет считать, что не нужен маме и папе, а это сильная психологическая травма, которая скажется впоследствии.
Адаптация к детскому саду
Привыкание к дошкольному учреждению имеется у всех детей, только кто-то переносит это более болезненно, а кто-то почти незаметно. Ребенок может послушно идти в группу без истерик, но выражать свои переживания по-другому. Самая часто встречающаяся форма пассивной адаптации - частые болезни, но есть и другие показатели:
- плохой сон;
- отсутствие аппетита;
- беспокойное или агрессивное поведение по вечерам;
- плаксивость;
- домашние капризы.
Если в первый месяц такое поведение можно считать нормой, то далее стоит задуматься, поскольку малыш плохо переносит адаптацию. Выход один - оставить его дома еще на годик либо, если это невозможно, перевести на неполный день. Попросите заведующую перевести ребенка в группу с меньшим количеством детей.
Возможные проблемы
На самом деле проблем при первых походах в сад может возникнуть достаточно много, например:
- ребенок заявляет, что дома ему намного лучше, чем в детском учреждении;
- чадо жалуется на сильный шум в группе - ему непривычна ситуация, когда все кричат, суетятся;
- ему неинтересно в садике - он еще не готов к общению;
- страх того, что мама не заберет его домой (в этом обычно виноваты сами родители, так как часто говорят: «будешь плохо себя вести, я тебя оставлю в садике»);
- строгий воспитатель - если от ребенка дома не требовали сильного послушания, а в саду к нему предъявляют определенные требования, то это нормальная ситуация;
- страх перед походом в садик - это происходит, если в группе ребенка обижают другие дети.
Плаксивость и истерики
Часто с утра пораньше малыш может закатить скандал, чтобы не пойти в садик. Но это не значит, что ему там очень плохо - он просто старается манипулировать. Истерика с утра - возможность ребенка добиться для себя выгоды в какой-то ситуации. Например, он хочет услышать обещание от мамы, что она ему купит какую-то сладость или игрушку. Может быть и другая ситуация - малыш хочет показать свое превосходство и почувствовать власть, если родитель уступит, то понятно кто тут главный. Подобные манипуляции нужно пресекать на корню, так как дальше будет хуже - малыш начнет устраивать истерики на людях, например в магазине либо в гостях.
Помните, истинный манипулятор быстро почувствует слабину и тогда справиться с ним будет намного труднее.
Частые болезни
У каждого ребенка свой набор перенесенных болезней. Поэтому частые заболевания в новой среде - это нормально, вырабатывается иммунитет к новым вирусам. Поэтому, если малыш стал болеть чаще, чем обычно, не стоит винить воспитателя, так как это нормальная реакция детского организма на новые инфекции и вирусы.
Готовность к детскому садику
Перед принятием решения о посещении ребенком дошкольного учреждения, важно учитывать его темперамент. Существует следующие типы темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики.
Ребенок-меланхолик нерешительный, замкнутый, склонен к капризам и не любит нововведений. Новое место и окружение вызывают у него беспокойство, он не будет стремиться общаться и может замкнуться. Такого малыша не стоит отдавать в детский садик раньше 4 лет, чтобы не травмировать.
Флегматик послушный, спокойный, любопытный и рассудительный. Любит поспать и предпочитает играть в одиночестве. Он легко переносит расставание с мамой и быстро адаптируется в новом окружении. Такого малыша можно смело отдавать в дошкольное учреждение в 2,5 года. Конечно же, в первое время он не будет стремиться к общению, но буквально через пару недель привыкнет и успокоится.
Ребенок-сангвиник — лидер. Он контактный, импульсивный, любознательный, активный, но не любит однообразия. Малыш радуется всему новому, любит общаться со сверстниками, участвовать в утренниках, быть везде первым. Его уже в 2 года можно познакомить с садиком.
Холерик легко возбуждается, избалованный, любит подраться и требует к себе внимания. Привести в коллектив его можно в 3-4 года, но важно рассказать ему о нормах поведения в обществе и дисциплине.
Итак, признаки того, что ребенок готов к детскому саду:
- Комфортное пребывание в обществе незнакомых взрослых и сверстников - то есть реакция на новых знакомых у него адекватная. Это не должно выражаться в общем дружелюбии и желании организовать вокруг себя игру с новым коллективом. Достаточно того, что ребенок не смущается, не убегает и не начинает плакать, прячась за маму.
- После ухода близких, малыш быстро успокаивается, отвлекается на игру и спокойно переносит дневную разлуку.
- Хорошо владеет навыками самообслуживания - ест самостоятельно, одевается, пользуется горшком, может убрать вещи и игрушки за собой.
- Малышу скучно дома, он постоянно пристает к взрослым, игрушки уже не интересуют или быстро надоедают. На прогулке он быстро заводит знакомства и не хочет уходить с улицы.
Если все, что описано выше ребенку не свойственно, то стоит задуматься прежде чем отдать его в детский сад - с большей долей вероятности адаптация будет болезненная и длительная.
С какого возраста отдавать ребенка в детское образовательное учреждения решают родители индивидуально. Но при этом нужно присмотреться к своему любимому малышу, готов ли он к новому коллективу. Относиться к его психике нужно со всей ответственностью, чтобы не нанести сильную психологическую травму.
Просмотров: 6943 .Согласно с точкой зрения детской психологии, главная потребность малыша до трех лет — эмоциональное общение с мамой. Так, конечно, в лучшем случае. И это не просто так! От того, каким образом складывается общение мамы и папы с малышом в таком нежном возрасте, зависит его будущее отношение и доверие ко всему миру. Правильно ли оно сформируется? Или же ребенок будет закрыт от внешнего мира или наоборот, слишком доверять каждому на своем пути. И не маловажную роль в этом вопросе играет детский садик.
Потребности ребенка до 3 лет
В первые годы жизни у детей нет потребности играть с другими малышами. По сути, он даже не знает, как это делается. И весь максимум, что они могут сделать — играть сами с собой, в свои игры, изредка обмениваясь игрушками, а иногда ругаясь.
В таком случае детский сад для ребенка до 3 лет — неестественное явление. У малыша просто нет пока потребности играть с другими детьми и так долго находиться вдали от своей мамы.
Когда происходит кризис 3 лет, у детей происходит желание отдалиться от матери, при условии, что до этого он получил всю необходимую безусловную любовь мамы и папы. Безусловная, что значит любить и принимать таким, какой он есть. Также он будет готов к этому, если его не «напугали» длительной разлукой с родителями.
Детские сады — когда пора?
Детсад был создан не для детей, как ни странно. Его открыли для того, чтобы мамочка могла выйти на работу. И по сей день у детского сада та же цель — чтобы мама смогла работать или наоборот отдохнуть.
Если малыш отправляется в сад с должной подготовкой, а именно: готов к разлуке с мамой и папой на долгие часы, имеет базовые навыки самообслуживания и стремится к общению с ровесниками и изучению внешнего мира, тогда это будет только на пользу.
При возможности отдавать малыша в сад лучше к четырем или пяти годам жизни. Так этот момент произойдет менее травматично, а также будет в некоторой мере удовлетворять потребности ребенка.
Но не у всех мам есть возможность заниматься ребенком до 4-5 лет. В таком случая стоит сделать все возможное, чтобы свести стресс к минимуму, а также подготовить его к детскому саду.
Ребенку противопоказан детский сад, если у него:
- отсутствует речь;
- повышенная тревожность;
- в семье намечается пополнение;
- планируется переезд;
- разводятся родители;
- потеря близкого или значимого человека.
Если в семье вот-вот родится ребенок, братик или сестричка, то в детский сад лучше отправляться через 6 месяцев после рождения малыша. Но если мама ждет малыша не раньше, чем через пол года, то ребенку можно идти в садик.
Какому ребенку уже можно идти в детский сад?
Малышу необходим детский сад, если:
- маме срочно нужно выходить на работу, а ребенка не с кем оставить, помимо его бабушки с гиперопекой.
- ребенок без общения. Он целиком представлен самому себе: днями смотрит мультики, играет в планшет, не выходит на прогулку.
Прежде чем отдавать своего ребенка в детский сад, выясните, с какой целью вы хотите это сделать. Чаще всего это три варианта:
- выход на работу
- социализация
Когда ребенок попадает в коллектив, где для него нет значимого взрослого, тогда его навыки общения «затягиваются». А для него сейчас социализация заключается в том, что взрослый, который для него значим, показывает ему, как нужно себя вести в различных ситуациях. В коллективе детей до четырех лет о социализации не может быть и речи. Здесь до сих пор никто не обладает навыками общения.
Поэтому если цель посещения сада — социализация, то осмыслите все еще раз и определитесь, подходит ли вам этот формат. К тому же, есть группы для короткого пребывания.
Бытует мнение, что если малыш пойдет в дошкольное учреждение, то он сможет научиться адекватно реагировать на агрессии и правильно относиться к критике, не принимая близко к сердцу злые высказывания. Но стоит взглянуть на окружающих вас взрослых людей, которые ходили в детский сад, и все станет очевидно. Действительно ли все они адекватно относятся к критике и агрессии? А те, которые не ходили в детский сад? Может они так и не социализировались?
Некоторые утверждают, что ребенок, который не посещал сад, плохо адаптируется к школе. Мой ответ на это: если у ребенка есть уже свои обязанности и режим, а в семье правила и границы, то адаптация пройдет абсолютно нормально.
Вопрос, в каком возрасте стоит отдавать ребёнка в школу, рано или поздно задаёт себе каждая мама. Иногда родителям самим действительно очень сложно оценить готовность ребёнка к школе, понять, какими начальными знаниями должен обладать будущий первоклассник. Попробуем разобраться, когда можно отдать ребёнка в школу, а когда торопиться не стоит.
Что гласит закон
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» чётко объясняет, что в 1 класс берут детей с 6,5 до 8 лет*. Школа может принять в ряды первоклассников тех, кто выходит за эти возрастные рамки, но только по заявлению родителей, с разрешения администрации школы и после комиссии, которая определит готовность ребёнка к обучению. Словом, вполне возможно, что за одной партой в первом классе окажутся 6-летка и 8-летка. Для родителей эти 1,5–2 года кажутся целой пропастью, ведь ещё живы воспоминания о том, как они ходили гулять на детскую площадку со своим новорождённым, а его нынешний сосед по парте уже вовсю бегал и катался с горок.
Самый старший, самый младший – это страшно?
«А вдруг мой ребёнок будет в классе самым старшим или самым младшим?» – беспокоятся родители. В этом случае стоит обратить внимание на готовность ребёнка к обучению в школе. А этот показатель складывается не из возраста или, допустим, пола, а совсем из других параметров: состояния здоровья, адаптационных способностей, умения находить общий язык с новыми друзьями и многих других. Считается, что именно дети, достигшие возраста 6,5 лет, обладают достаточным для обучения уровнем зрелости. Они готовы к новому жизненному этапу физиологически и интеллектуально, созрели психологически к обучению, обладают нужными начальными знаниями и навыками. Но каждый ребёнок – уникален: у кого-то школьная зрелость наступает чуть раньше, чем у сверстников, а кто-то задерживается на старте. И всё это – вариант нормы.
Лишь 10 процентов 6-летних первоклассников действительно готовы к учёбе.
С «весенними» и «летними» детьми всё проще: им к моменту поступления в школу больше 7 лет, и именно на этот идеальный возраст ориентируются родители. «Осенние» дети к 1 сентября также близки к возрасту первоклассника. А вот у мам и пап «зимних» детей есть выбор: отвести малыша в 1 класс в 6,5 лет или подождать ещё годик до 7,5. И то и другое вписывается в законодательные рамки, и подходящий вариант выбрать бывает непросто. Пораньше или попозже? Придётся смотреть на критерии готовности самого ребёнка к школе.
Как понять, что мой ребёнок готов к школе?
Интеллектуальное развитие
Должен ли ребёнок иметь начальные знания, поступая в первый класс? Нет, неумение читать и писать не станет основанием для отказа в приёме. Не нужно нанимать дошколёнку репетиторов. Он может знать алфавит, писать печатными буквами, но это необязательно. Однако есть ряд навыков, которые он должен продемонстрировать. Например, что он умеет запоминать и анализировать материал. Может прочитать стихотворение по возрасту, пересказать короткий текст. Знает, в какой стране, в каком городе, по какому адресу он живёт, как зовут маму и папу – полным именем, а не домашним. Важно, чтобы на вопросы он отвечал не односложно, а развёрнуто, предложениями из 3–5 слов, и умел использовать обобщающие понятия. Описать предмет, рассказать о домашнем животном, назвать автора любимого стихотворения – всё это говорит о том, что ребёнок обладает хорошим «багажом знаний».
+ Лучше раньше: ребёнок развит не по годам и с лёгкостью цитирует любимые произведения – пора в первый класс, вне зависимости от того, исполнилось ему 7 или нет.
- Лучше позже: малыш испытывает сложности в общении, из него даже пару слов вытянуть сложно, он «путается в показаниях»? Оставьте его дома или в дошкольном коллективе ещё на годик, позанимайтесь с ним дополнительно. Иначе проблемы в обучении будут накапливаться как снежный ком.
Речевое развитие первоклассника
Развитие речи очень тесно связано с интеллектуальной готовностью к школе. Хорошая речь во многом формирует школьную зрелость ребёнка, его готовность или неготовность к обучению – и позволяет предположить, что читать и писать он научится легко.
+ Лучше раньше: ребёнок не знает, кто такой «логопед», чётко и правильно выговаривает звуки, умеет их различать на слух, находить в словах. У него хороший словарный запас, соответствующий возрасту, он знает значения слов. Речь его связная, выразительная.
- Лучше позже: если звуки ребёнку не даются. Словарный запас скудный. Он не умеет подбирать синонимы и антонимы (смелый – храбрый, хороший – плохой), или ему требуется больше времени на ответ, чем другим детям. Испытывать сложности в обучении могут и застенчивые, стеснительные дети.
Психологическая готовность к обучению
Психологическая зрелость ребёнка – фактор во многом индивидуальный: кто-то готов психологически к школе уже в 5,5 лет, а кому-то и в 8 рановато. Конечно, шансов, что у ребёнка старше 7 лет психологическая готовность соответствует норме, гораздо больше. Школьную зрелость демонстрирует понимание, как себя нужно вести в школе, умение работать по образцу, соблюдать правила и т.п. Подобное понимание ситуации (так называемая произвольность поведения) формируется у детей как раз к 6,5–7 годам, и даже в 7 лет она ещё несовершенна, поэтому при выборе школы будет уместно обратить внимание на возможность мягкой адаптации (что позволяют современные системы учебников, например «Начальная школа XXI века» – одна из основных образовательных систем, рекомендованных к использованию). Это позволит детям с разным уровнем психологической готовности чувствовать себя комфортно в первом классе.
+ Лучше раньше: ребёнок усвоил социальные нормы, понимает указания, умеет следовать правилам, понимает причинно-следственные связи. У него хорошая работоспособность, он усидчив, обладает навыками самоконтроля. Не состоит на диспансерном учёте у невролога и психиатра. Спокоен, не страдает бессонницей, головокружениями, гипервозбудимостью и т.п. Он активный, общительный, умеет легко знакомиться и дружить.
- Лучше позже: у малыша «слабая», истощённая нервная система, есть неврологическое заболевание. Он страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Также если он тревожен, замкнут, у него всё валится из рук (значит, мелкая моторика тоже отстаёт), неразговорчив, конфликтен, неусидчив и выказывает плохие навыки социализации.
Состояние здоровья будущего первоклассника
Все будущие первоклассники обязательно проходят полное медицинское обследование и получают заключение врача о готовности к обучению в общеобразовательной школе. Да, по сравнению с детским садом учёба в школе – настоящая работа: вместо прогулок и дневного сна – сидение за партой, вместо игр – чтение учебников и необходимость вглядываться в надписи на доске. Школьное питание не каждому ребёнку придётся по вкусу. Непривычная обстановка, строгие школьные правила заставляют понервничать, а стресс обостряет хронические заболевания.
+ Лучше раньше: если ребёнок полностью здоров, не страдает хроническими заболеваниями, а простудными болеет от силы 4–5 раз в год. Его физическое развитие соответствует возрастным нормам или слегка опережает их.
- Лучше позже: у ребёнка есть какие-либо хронические заболевания (аденоиды, диабет и т.п.), он болеет по 10–12 раз в год, его называют «часто болеющим». Лучше лишний год посвятить закаливанию, повышению иммунитета и общему оздоровлению.
Мотивация учиться и готовность к обучению
Пытаясь ответить на вопрос, когда вести ребёнка в первый класс, мама и папа часто забывают спросить самого ребёнка: а сам-то он хочет учиться? Любознательность очень влияет на то, в каком возрасте отдать ребёнка в школу и будет ли ему там легко. Ведь если учиться интересно, в школу бежишь, а если нет – обучение равно мучению. Если к 6–7 годам ребёнок не проявляет интерес к учёбе, родителям и воспитателям стоит объединить свои усилия в этом направлении: поддерживать ребёнка в его желании учиться, беседовать с ним про то, какая школьная жизнь интересная, как много новых друзей у него появится и как увлекательно каждый день узнавать что-то новое. Можно играть – «репетировать» уроки и перемены, ответы у доски, можно сходить на экскурсию в школу и посмотреть на реакцию ребёнка. И помнить, что желание ребёнка, а не амбиции родителей в данном случае в приоритете.
Чем не нужно руководствоваться родителям будущих школьников:
мнением окружающих – «А бабушка считает, что уже пора»,
своими родительскими амбициями – «Другие в школу пошли, а мой чем хуже?,
тем, что класс набирает хороший учитель, – если ученик не готов, даже хороший учитель не будет отвечать родительским ожиданиям,
своими представлениями о детской дружбе – «Ой, ну все его друзья же ушли в первый класс, ему будет скучно!»,
нежеланием заниматься ребёнком – «В школе всему научат, поскорей бы отдать».
Свою помощь родителям в вопросах готовности ребёнка к школе предлагают детские психологи, дефектологи, логопеды. Специалистами в области детской возрастной психологии на сегодня разработано множество тестов, при помощи которых можно оценить уровень развития ребёнка дошкольного возраста в разные возрастные периоды. Предложите ребёнку пройти , и вы узнаете уровень готовности своего ребёнка к школе, получите рекомендации экспертов по дошкольному и начальному общему образованию.
Самый главный вывод
Не стоит отдавать ребёнка в школу, ориентируясь исключительно на мнение подруг, рейтинг школы, разрозненные рекомендации на форумах в Интернете. Помните, что вы отвечаете перед ребёнком в своём выборе, доверяете его самому лучшему, на ваш взгляд, первому учителю, выбираете «правильную» учебную программу, по которой предстоит учиться первокласснику. Малышу должно быть комфортно и интересно учиться. Врождённая любознательность ученика, его познавательные интересы нуждаются в постоянной и регулярной поддержке и развитии, и родителям очень важно понимать это, записывая ребёнка в первый класс. Ведь именно в начальной школе закладывается будущее образовательных успехов ребёнка.
*Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», статья 19. Общее образование, пункт 2.
Отдать ли ребенка в детский сад?
У части детишек есть бабушки, которые готовы сидеть с внуками. У других — мама не работает. У некоторых мам есть возможность нанять ребенку няню. Поэтому довольно часто возникает вопрос стоит ли ?
Личный опыт
Моё мнение — стоит. У меня 2 сына. Старший не посещал садик. До школы он сидел дома с бабушкой. Мы научили его читать и писать, записали в школу раннего развития и на спортивные занятия. Занимались развитием ребенка втроём (мама, папа и бабушка).
Когда он пошёл в школу у него возникли трудности. Он не привык что-то делать сам: одеваться, особенно обуваться и завязывать шнурки, складывать вещи в рюкзак (постоянно всё теряет), уроки учил и учит до сих пор под наблюдением кого-то из взрослых, не может сам себя обслуживать: найти еду в холодильнике, разогреть, наложить и т.д.. В первом классе он долго привыкал к учебе. О его приключениях в школе можно . Проблема, что моему сыну нужна нянька не решилась полностью до сего дня (ему сейчас двенадцать лет). И вторая проблема - он обычно думает только о себе и интересы других его мало волнуют.
Младшего сына мы отвели в сад в два года и три месяца. Сейчас ему 5 лет. Он сам одевается и обувается, причем очень быстро. Знает что где лежит в доме. Отлично ориентируется в холодильнике, находит в нём, что ему нужно, достаёт, моет, кушает. Запросто обслужит и себя и старшего брата. Собирается в садик - сам складывает в свой рюкзачок игрушки и ни за что нигде ничего не забудет и не потеряет. А игрушки в садик он берёт так: с этой пилой любит играть Максим - возьму её, Саша просил показать моего нового робота - возьму его.
Выводы
Теперь я думаю, что не отдавать в садик, возможно только детей из многодетных семей, где есть близкие по возрасту детки, с которыми можно общаться. Где родителям некогда день и ночь ублажать одно единственное чадо, детишки растут самостоятельными, помогают друг дружке и учатся друг у дружки всему. Но этих детишек нужно водить в школу раннего развития, чтобы они были готовы к школе в образовательном плане, а это не всегда получается в многодетной семье.
Дети, которые не посещают садик, часто болеют в первом классе, т. к. до поступления в школу у них был маленький круг общения, и первая встреча с различными инфекциями у этих детей происходит в первом классе. Частые болезни мешают учебе. Моего старшего сына эта проблема не коснулась, т. к. он посещал школу раннего развития и спортивные секции, круг общения у него был достаточно широкий, перед школой он болел достаточно часто, а во время учебы в школе болеет очень редко.
Итак, решили, что ребенка стоит отдать в детский сад. Возникает следующий вопрос.
С какого возраста лучше отдать ребенка в детский сад?
С точки зрения психологов
Официально детей в садик принимают с полутора лет, если в садике есть ясельная группа. Некоторые родители рассуждают - чем раньше, тем лучше, ребёночек раньше адаптируется к садику и всему научится: самостоятельно есть, пользоваться горшком, разговаривать. И оформляют малыша в садик в 1,5 года и даже раньше. Для некоторых детей такой вариант проходит.
У большинства детей получается следующее
- Ребенок писает в штаны, это доставляет ему неприятные ощущения, плюс способствует частым заболеваниям.
- Ребенок не может есть сам и не согласен, чтобы его кормили воспитатели (он их считает чужими тётками). В результате малыш голодный и капризный целый день. Все играют в игрушки - а он хочет кушать.
- Выразить то, что он хочет, малыш не может, потому, что не научился говорить.
- Малыш ещё не готов длительно общаться со сверстниками и делить с ними игрушки.
- У малыша формируется отрицательное отношение к садику. Он не хочет туда идти. На этом фоне больше вероятность, что малыш заболеет.
Чтобы ребенку было комфортно в детском саду
- Необходимо приучить его к горшку,
- Научить самостоятельно есть ложкой,
- Научить разговаривать простыми фразами.
Большинство детей успешно обучаются этому к 2-м или 2,5-й годам. С точки зрения легкости привыкания к новым условиям: к детскому коллективу, к воспитателям, режиму - это лучший возраст. К 2-м - 2,5-й годам у детей уже есть потребность в общении со сверстниками. Именно детей с двух лет обычно приглашают оформляться в садик.
С точки зрения иммунологов
Иммунная система ребенка формируется к четырём годам. До этого возраста дети часто и достаточно тяжело болеют при встрече с инфекцией. Почти все дети, вновь оформившиеся в садик часто болеют в течение первого года.
Что с этим делать?
- Подождать до четырёх лет. Для тех, у кого есть бабушки или няни- это хороший вариант. В 4 года ребёнок достаточно легко адаптируется в садике, и болеть он будет легче, чем в 2 года.
- Отдать в садик с двух лет, и ждать, когда малыш переболеет всем, чем возможно. Так поступает большинство родителей. Таким образом основная масса детей тоже адаптируется к садику и через 1-2 года начинает болеть реже. Но часть детей болеет так часто и тяжело, что ребёнка из садика приходится забрать совсем или сделать длительный перерыв по медицинским показаниям (на полгода или на год).
- Сделать ребенку до детского сада все возможные прививки.
На последнем пункте остановимся подробнее.
Если делать плановые прививки: АКДС, от полиомиелита, гепатита и любые другие, когда ребенок уже посещает садик, это создаёт малышу дополнительный стресс и неприятные ассоциации с садиком. Сразу после прививки иммунитет малыша ослабевает и ребёнок хуже противостоит инфекциям. Поэтому все обязательные прививки рекомендуется сделать до первого посещения ребеночком детского сада.
Если привить ребенка от , гемофильной, ротавирусной инфекции, ветрянки и гриппа, это значительно снизит частоту и тяжесть заболеваний ребёнка. Он будет реже болеть ОРВИ, и реже страдать от их осложнений: отитов, пневмонии, риносинуситов. Не заболеет ветрянкой, ротавирусной инфекцией, гриппом. По мере возможности - рекомендуется сделать и эти прививки ребенку до первого похода в детский сад.
Как ещё можно укрепить иммунитет ребенка перед садиком - .
В какое время года лучше отдать ребёнка в детский сад?
С точки зрения вероятности заболеть
Осень и зима - сезон ОРВИ и простуд. Весной и летом вероятность заболеть ими значительно меньше. С этой точки зрения ребенка лучше отдать в детский сад начиная с середины апреля по август. Почему я этого делать не советую - читайте дальше.
Для более лёгкой адаптации ребёнка
Летом в детских садах сезон отпусков: группы объединяются, воспитатели и сами дети в группе постоянно меняются, место нахождения детей, шкафчики, кроватки, место за столом и прочее тоже могут меняться. В такой обстановке ребенку трудно адаптироваться к садику.
Поэтому, до того, как отдать ребенка в детский сад, узнайте, когда будет формироваться Ваша группа, когда выйдут на работу Ваши постоянные воспитатели, когда закончится ремонт в помещении Вашей группы. Лучше всего поговорить именно с Вашими воспитателями, о том, когда лучше привести ребёнка в детский сад. Чаще всего группы открываются и формируются в сентябре - в это время лучше всего отдать ребенка в детский сад. Так ему придётся один раз привыкнуть сразу ко всему:- это для ребенка значительно легче.
Надеюсь Вы решили когда лучше . Желаю Вам здоровья!
Вашему ребенку предстоит идти в детский сад? Когда лучше отдать малыша в сад, как правильно адаптировать к условиям незнакомой обстановки, как защитить ребенка от вирусных инфекций? С этими вопросами сталкивается практически каждая мама..
Вопрос, отдавать ли малыша в детский сад, и в каком возрасте это лучше сделать, возникает у каждой мамочки. Сколько переживаний и волнений связано с этим событием! Конечно, любая мама хочет, чтобы ее ребенок как можно раньше привык к новой обстановке, подружился со сверстниками и ходил в садик с удовольствием.
К сожалению, не всегда все бывает так гладко с первого раза. Зачастую не получается избежать слез и переживаний в первые дни посещения садика. Давайте вместе разберемся, когда же малыш будет наиболее подготовлен к посещению детского сада и, что необходимо сделать, чтобы помочь ему привыкнуть к новой обстановке.
Как избежать болезней малыша
Когда ребенок психологически готов к посещению детского сада?
Детский сад
Оптимальным временем для того, чтобы отдать ребенка в детское дошкольное учреждение, считается возраст от 3 до 4 лет. В это время иммунная система становится более зрелой, да и психологически ребенок лучше подготовлен к общению детьми в новом большом коллективе.
Иногда, по объективным причинам, вы не можете сидеть дома с ребенком и вынуждены работать, отдав малыша в детский сад. Ребенок в два-два с половиной года еще очень зависим от мамы. Хотя, дети более раннего возраста, иногда легче переносят разлуку с родителями и могут без капризов и забот находиться в саду длительно.
Но некоторые психологи считают, что у таких детей нарушается развитие естественного чувства привязанности к родителям, к дому, теряется ощущение семьи, как самого ценного и дорогого, что в дальнейшем может отрицательно сказаться на ребенке.
Если малыш никак не может привыкнуть к садику (существует такая категория детей), то лучше, по возможности, оставить его с бабушкой или няней. Однако нужно отметить, что «домашние» дети испытывают недостаток общения со сверстниками, по сравнению с детьми, посещающими детский сад. Поэтому на прогулке они стремятся к общению с другими детьми, вплоть до навязчивости. Следовательно, садик способствует развитию навыков общения в коллективе, уверенности, формированию личности ребенка.
Как приучить ребенка ходить в детский сад
Приучать ребенка к посещению детского сада следует постепенно. Сначала сходите туда вместе с ребенком несколько раз, чтобы малыш познакомился с обстановкой, в которой будет проводить время. Одновременно уже в домашних условиях, примерно за месяц до срока, назначенного для посещения детского сада, постарайтесь оставлять его играть одного дольше, чем вы делаете это обычно.
Первые несколько дней приводите ребенка в детский сад ненадолго (на 1-2 часа) и находитесь рядом с ним. Когда малыш почувствует себя комфортно, можете уйти, оставив его одного, но не надолго. Постепенно увеличивайте и время пребывания ребенка в саду, и время вашего отсутствия.
Все дети разные и трудно сказать, сколько часов, дней или недель необходимо конкретному ребенку, чтобы адаптироваться к новым для него условиям. Процесс адаптации в широком смысле слова подразумевает привыкание, приспосабливание организма к новым условиям существования. Кто-то привыкает легко и быстро, кто-то - долго и мучительно.
Но в ваших силах сделать так, чтобы посещение садика стало для ребенка радостью, а не наказанием. Кроме того, обязательно скажите малышу, что гордитесь им, потому что он уже стал большой и может ходить в детский сад!
Ваше присутствие рядом с ребенком в самом начале посещения детского учреждения необходимо по двум причинам: во-первых, вы облегчите период адаптации вашего малыша, а во-вторых, сможете увидеть все тонкости внутренней жизни садика и стиль поведения воспитателя.
Как подготовить ребенка к посещению сада
А если малыш будет часто болеть?
Детский сад
Прежде всего, малыши начинают болеть потому, что снижается иммунитет из-за резкой смены обстановки: другой режим, непривычная пища, много шума и впечатлений, переживания из-за разлуки с мамой. Кроме того, в своей семье каждый привык бороться с часто встречающимися в доме микробами и выработал к ним защитные реакции, а поскольку каждый карапуз приходит со своим «микробным набором», обмен ими неизбежен.
Принимая решение о том, чтобы отдать ребенка в ясли или детский сад, помните, что среди всех детей, которые в первый раз переступают порог детского учреждения, около 25% тех, кого можно назвать «поздно стартующими». У таких детей иммунная система развивается позднее, чем у всех остальных. Пока они находятся в домашних условиях, они здоровы, но, попадая в садик, где всегда есть опасность встретиться с большим количеством различных вирусов и бактерий, они начинают постоянно болеть. Поэтому им нужна специальная подготовка, и вот в чем она заключается.
Во-первых, нужно закаливать ребенка. Летом это легко: ребенок босиком бегает по земле, принимает воздушные ванны, купается, то есть закаляется естественным образом. Но проблема в том, что закалка не «работает» на перспективу, она эффективна только в тот период времени, пока ребенок закаляется. Поэтому прерывать процесс закаливания нельзя.
Осенью ребенок может бегать босиком по полу (но не постоянно). Не забывайте чаще проветривать помещение, где находится малыш. Закаливание позволяет нормализовать функцию дыхательных путей при охлаждении, что снижает количество вирусов, попадающих в организм при заражении. Поэтому путем закаливания можно если и не полностью избежать простуды, то снизить чувствительность к ней ребенка. Не забудьте про гимнастику и, по возможности, массаж.
Во-вторых, нужно укреплять иммунную систему малыша. Ребенок постоянно плачущий, находящийся в состоянии стресса от разлуки с родителями - отличная добыча для вирусов и микробов. Не лишним будет прием витаминных комплексов (если у ребенка нет аллергии), обязательно употребление свежих фруктов и овощей.
В период эпидемий вирусных инфекций не испытывайте судьбу, оставьте ребенка дома. Если такой возможности нет, начинайте профилактические мероприятия. Сначала закапайте в нос интерферон. Если же ребенок заболел, при первых признаках оставьте его дома и пролечите не только до исчезновения симптомов заболевания, но и до полного восстановления сил.
«Мама-а-а, не уходи!!!»
Некоторые дети переносят разлуку более-менее спокойно, а некоторые плачут и долго не могут успокоиться. Как же сделать момент расставания наименее драматичным?
Если никакие уговоры не помогают, попробуйте общаться в игровой форме. Пусть малыш участвует в сборах на работу, поможет что-то принести, или же подскажет, что еще нужно взять с собой, помашет на прощанье ручкой из окна. Поручите ему что-нибудь сделать в ваше отсутствие, пусть нарисует свою любимую игрушку или самостоятельно расставит игрушки по местам. При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать, потому что он помог вам.
Если же проблемы более серьезные: ребенок нервничает без мамы, отказывается от еды, не спит, следует обратиться к психологу.
Готовимся к походу в садик
Детский сад
Для более легкой и скорой адаптации ребенка в новых условиях, подготовку следует начать за несколько месяцев до посещения детского сада. В период адаптации лучше исключить активные мероприятия и лишние нагрузки из жизни малыша (посещение цирка, театра и гостей).
Примерное время акклиматизации составляет около одного месяца. Некоторые дети привыкают быстрее, некоторые - гораздо труднее. Необходимо просто пережить этот момент.
В первую очередь посетите детский сад, в который планируете отдать ребенка. Посмотрите сами на обстановку, на то, как общаются воспитатели с детьми. Поговорите с персоналом, а главное - с родителями других детей.
Создайте у ребенка положительный эмоциональный настрой: скажите, что в садике ждут ребята, с которыми можно будет подружиться и играть, там много игрушек и т.д.
Приучайте малыша к контактам с другими детьми. Будь то поход в гости или общение на детской площадке.
Заранее расскажите ребенку о том, что его ждет, как он будет играть с детьми, что у него появятся друзья. Научите малыша предлагать детям свои игрушки, просить разрешения играть с ними, обращаться к детям, называя их по имени.
В коллективе закрепится способность к самообслуживанию: кушать и одеваться самостоятельно. Используйте ту одежду, которая одевается легко, кофточки без пуговиц. Купите обувь на липучках.
Введите в рацион питания ребенка разнообразные овощные продукты, творожные запеканки, мясное и рыбное суфле и т.д. Если малыш привыкнет так питаться, проблем с едой в детском саду не будет.
Научите малыша соблюдать правила личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом и сморкаться в носовой платок
Скорректируйте режим дня ребенка. Приблизьте кормление ко времени приема пищи в детском саду. Не стоит устраивать «перекусы» между приемами пищи.
Часы дневного сна тоже должны совпадать с тихим часом в саду.
Отводя ребенка первый раз в садик, не показывайте свое волнение - ваше состояние легко передается малышу. Никогда не пугайте ребенка детским садом. Это может сформировать страх перед его посещением.
Поддерживайте ребенка эмоционально. Чаще обнимайте малыша, и тогда он будет уверен в вашей любви, поддержке и намного легче перенесет расставание с вами и переход на новый этап взросления - посещение детского сада.
Вера АНОХИНА, педиатр